Анна Тончева: «Моя программа – про мир музыки, звуков и творчество человека»

В январе 2018 года на Новой сцене «Театриума на Серпуховке» стартует цикл культурно-просветительских программ Анны Тончевой для детей от 6 лет и их родителей. Зритель театра хорошо знает Анну по спектаклям «Принц и нищий», «Волшебная лампа Аладдина» и «Спящая красавица», в которых она исполняет на старинных инструментах музыку прошедших эпох.
О том, чем познавательные концерты интересн семейной аудитории, и о вовлечении детей в музыкальную культуру с Анной Тончевой побеседовала Дарья Зыкова.

− Анна, Вы – музыкант-коллекционер, играющий на старинных струнных и духовых инструментах, выступаете с концертами в Москве и других городах России. Кроме того, Вы – автор и ведущая уникальных музыкально-образовательных программ: этно-исторического абонемента «Соединяя времена» в Московской государственной академической филармонии и семейного цикла «Слово, музыка, игра», вот уже 10 лет с успехом идущего на различных площадках столицы.
Скоро Ваша семейная программа стартует в «Театриуме на Серпуховке». Расскажите, в чем ее особенность, в какой форме идет общение со зрителями?

– «Это – цикл познавательных концертов для детей и родителей, особенно популярный среди музейной публики. В 2014 году его основной площадкой стал Пушкинский музей, мемориальная квартира Святослава Рихтера, а теперь программа будет идти и в «Театриуме». Она адресована слушателям, только начинающим знакомиться с миром музыки. Поэтому наши встречи проходят в формате интерактива – между номерами я рассказываю детям истории о происхождении инструментов, о культуре эпохи, задаю вопросы, иногда мы вместе играем в ритмические игры или разучиваем песни. Взрослые тоже с большим интересом воспринимают новую информацию – ведь те сведения, которые я преподношу, можно отыскать только в профессиональных источниках.
Главное в наших концертах – то, что мы исполняем аутентичную музыку: произведения играются на тех инструментах, для которых они были написаны. Всего в программе около 20 тематических концертов, на них представлено огромное разнообразие инструментов со всего мира – китайских, арабских, европейских, русских. Есть среди них не только старинные, но и ультрасовременные. Например, в концерте «Как поет ветер?» – пластиковый тромбон, в «Стране Барабании» – ханг. Я стараюсь сочетать в рамках одного концерта короткие, запоминающиеся и разные по стилю мелодии, поэтому детьми они воспринимаются очень легко. Моя программа – про мир музыки, звуков и творчество человека.

− Когда Вы начали заниматься программами для детей?

– Будучи солисткой Московской государственной академической филармонии, я начала сотрудничать с ее детским отделом, возглавляемым Ксенией Суетиной. Мы ездили с концертами по школам, детским садам и домам ребенка. Программы проходили редколлегию, и мне были даны очень важные советы по тому, как выстраивать концерт, как общаться с детьми. Благодаря этому я приобрела бесценный опыт по созданию образовательных программ и работе с детской аудиторией.

– На Ваш взглад, самый подходящий формат для культурно-просветительских программ – именно семейный?

– Для меня семейный формат – подходящий вариант в первую очередь потому, что реакция родителей крайне важна для детей. Если ребенок видит искреннюю заинтересованность мамы или папы в концерте или спектакле, видит, что родители сами получают от этого удовольствие, то запускается тот самый процесс, о котором мы все мечтаем: возникает любовь к музыке и интерес к музыкальной культуре.

– Как часто стоит посещать концерты инструментальной музыки с малышом?

– Если мы говорим о моем личном опыте как матери – а моя дочь любит живую музыку, – то в посещении концертов с ребенком важно начало. Когда мы только начали приобщаться к живой музыке и ходить на серьезные концерты классической музыки, я интуитивно взяла за правило наблюдать за своим ребенком. И как только видела, что ей становится тяжело слушать, мы под каким-либо незатейливым предлогом покидали концертный зал. Я до сих пор считаю, что если родители выводят детей из зала, когда те начинают капризничать, это скорее на благо. Ни в коем случае не нужно принуждать ребенка мучиться и сидеть до конца. Чтобы в дальнейшем возникло желание пойти на концерт снова, от него должны остаться приятные воспоминания.
Как часто стоит посещать концерты, зависит от традиций конкретной семьи. Главное, чтобы ребенок чувствовал разницу между живым концертом и музыкой в записи, чтобы он воспринимал музыкантов как личностей и не относился к ним, как к продолжению телевизора или компьютера.

– Можно ли и нужно ли готовиться с ребенком к посещению концертов заранее? Например, слушать старинную музыку или рассматривать картины старых мастеров?

– Интересоваться картинами старинных мастеров и слушать дома музыку полезно в любом случае. Но могу сказать одно: детям нравится слышать то, о чем они уже знают. Это помогает им почувствовать, насколько важна та информация, которую они запомнили самостоятельно. Поэтому подготовленный слушатель порой получает больше удовольствия от концерта, чем неподготовленный.

Интервью подготовила Дарья Зыкова


Чтобы составить представление о том, как проходят познавательные концерты, смотрите сюжет «Новостей культуры» на телеканале «Россия К», рассказывающий о подобной встрече в Архангельском в 2013 году.

 
30 января 2018