Читайте: «Лучшие дни из жизни Обломова» - режиссёр Артемий Николаев переписал классика.

Текст пьесы «Лучшие дни из жизни Обломова» соткан как лоскутное одеяло: автор инсценировки и режиссёр Артемий Николаев по-своему раскроил полотно романа, иначе взглянул на характеры героев, добавил некоторые качества главному герою… Но при этом мастерски подогнал все отрезки произведения и выстроил уникальный рисунок спектакля, который не противоречит задумке классика! Убедитесь сами!
О различиях с классическим «Обломовым» и о собственных задумках сегодня рассказывает сам режиссёр.

Артемий, почему в основе спектакля именно история любви Ильи Обломова и Ольги Ильинской?

Роман – произведение полифоническое, всю палитру тем охватить в спектакле охватить невозможно. Первая часть «Обломова» – это история воскресения почти пропащего человека. И она ободряющая. А в том и задача художника – соблазнить человека жить дальше, даже если он стоит на краю жизненной пропасти, утешить, поддержать.

Обломов в спектакле тот же, что и у Гончарова? Или это новый Обломов?

В нашем Обломове «много сокровищ» – он и музыкант, и социальный инженер, и философ. Мой герой неврастеник, рефлексирующий, терзающийся, неуживчивый человек. Я подвожу его к грани жизни и смерти – в какой-то момент мой Обломов оказывается на мосту, и от страшного шага его удерживает друг, Штольц. Всё существование Ильи Ильича до случившейся любви не имело смысла. Он пережил череду своих лучших дней именно тогда, когда стал искать расположение барышни, покорившей весь город. Женская любовь оказалась действенным методом в борьбе с депрессией.

Причём тут музыкальные таланты героя? Откуда они появились?

Герои других романов Гончарова – творцы: Адуев поэт, Райский художник. А вот Обломова писатель не наделил творческим выражением. Но я обратил внимание, что его высказывания, его мысли глубоко поэтичны. У меня возникла потребность сформулировать его как художника, и я сделал его… композитором, музыкантом. Он сочиняет музыку, но, не имея возможности буквально реализовать свой талант, он придумал себе друзей, вообразил группу, которая играет его произведения. И вот тогда я понял, что спектакль будет музыкальным. 9 песен, которые звучат в спектакле, это 9 фантазий Обломова.

Это 9 песен Василия Уриевского, который их исполняет с коллективом. Василий известен широкому кругу зрителей по проектам телеканала «Россия 1» «Голос» и «Главная сцена». Почему именно его пригласили в спектакль?

Я стараюсь держать «нос по ветру» и интересуюсь, кто идёт после нас, чем живут поколения. Современное ироничное отношение людей к происходящему продиктовано обилием информации, которая на нас сваливается. Мы уже неспособны ее воспринимать настолько непосредственно и открыто, как наши предки. Нужен какой-то ироничный ключ. Я предположил, что нужно что-то вроде камеди-рок. Нужен тонко чувствующий автор песен, имеющий опыт глубоких переживаний, но подающий его с самоиронией. У Василия Уриевского остроумнейшие тексты. Я послушал много его материала – буквально всё, что он написал с 2000 года. Болезненные  и сентиментальные темы он здорово преломляет и подаёт в необходимом ироничном ключе. Они не теряют своей силы и смысла, зато становятся легки для восприятия широкой аудитории.

Получается, и спектакль будет ироничным?

Да. Я полагаю, что и в этом заключены некие методы спасения, о которых говорит спектакль зрителю.


Премьера спектакля «Лучшие дни из жизни Обломова» – 14 и 15 февраля на Новой сцене «Театриума». Приходите и знакомьтесь с новым Обломовым.

25 января 2018