20 марта- Международный день театра для детей и молодежи: мы желаем вам новых традиций!

20.03.2017


Поздравляем с Международным днём театра для детей и молодёжи – зрителей, коллег, партнеров, театроведов, критиков!

Наша новость уже традиционна: который год подряд 20 марта мы публикуем информацию об празднике, который нам ближе остальных театральных дат! И говорим спасибо за эту дату в календаре Международной ассоциации театров для детей и молодежи АССИТЕЖ, членом которой является «Театриум на Серпуховке». Именно она 16 лет назад учредила важный для детского и юношеского театра праздник.
В нынешнем году наши пожелания всему миру театра для детей и молодёжи – расти, меняться, хранить старые и создавать новые традиции вместе со своими зрителями. Ведь театр и публика – одно целое!

Приветственное слово в честь Международного дня театра для детей и молодёжи адресовала театрам и их зрителям Президент АССИТЕЖ Иветт Харди:
«Международный день театра для детей и молодежи, который ежегодно отмечают 20 марта, – это призыв признать зависимость детей от взрослых в деле приобщения к искусству в целом и к живому театру, в частности. Сами дети привести себя в театр не могут, поэтому мы говорим: «Возьмите ребенка в театр сегодня!».
Театр – это то, что случается в определенный момент времени и в определенном пространстве.  По своей природе этот момент мимолетен, но за это короткое время возникают невидимые отношения, способные раскрепостить  человеческое сердце, посеять семена сопереживания, дать ростки любопытства и сомнений, которые могут повлиять на развитие всего человеческого существа и его будущей жизни.
Но от зрителей, которые приходят в театр, требуются и определенные усилия. Восприятие спектакля – это не пассивная функция. Это деятельность, которая требует внимания, участия, открытости, любопытства и критического мышления. Театр требует полноценного взаимодействия – не только интеллектуального, но и физического, эмоционального и, можно сказать, духовного. Когда это взаимодействие случается, разнородные органы чувств получают одновременный стимул, опыт обогащается и становится  способным к трансформациям.
Большинство родителей признают ценность чтения – независимо от того, являются они сами читателями или нет. Они понимают его функциональное значение и считают, что для детей чтение может стать пропуском в реальный мир. Они понимают, что чтение – это то, от чего нельзя отказываться, даже если на начальных этапах им приходится быть требовательными, и расстраиваются, когда дети не принимают того, что им читают или заставляют читать. Они считают, что чтение – это ключ, который может открыть целые миры, что взятый из книги опыт может перерасти в призвание... Они стараются найти книгу, которая бы полностью захватила воображение ребенка и помогла преодолеть препятствия, с которыми он сталкивается при обучении чтению. Почему бы то же самое не применить к  опыту «прочтения» театра?
Театр – это не то, на что можно махнуть рукой после неудачного посещения. Это не то, что принуждает к определенной форме или теме без выбора. Это может быть тяжкий труд и разочарование, но и что-то приятное и очаровательное. Чтобы в полной мере оценить сложную структуру демонстрируемых знаков, смыслов и чувств, для «чтения» театра может понадобиться  некоторое время. Но, подобно чистому опыту, театр дает зрителю возможность «по-настоящему», свежим взглядом, посмотреть на  вещи, людей, отношения, ассоциации, знаки и по-новому открыть для себя их значения. Это уникальный опыт личностного осмысления, требующего участия, и качество этого взаимодействия будет со временем расти – по мере того как дети будут все больше приспосабливаться к опыту просмотра спектаклей.
Идея театральной грамотности – это не просто слова или то, что может иметь отношение только к театралам, а универсальное и очень важное окно, позволяющее «читать» мир. И как срочно эта грамотность нужна детям, которые испытывают на себе враждебное отношение окружающего мира, – там, где дети бесправны, где ими пренебрегают по причине бедности, войн, конфликтов и миграций. Мы должны нести за этих детей коллективную ответственность.
Задача деятелей театра для детей – сделать так, чтобы взрослые, наделенные властью «брать ребенка в театр», понимали свою ответственность перед  детьми, которые, не будь их вмешательства и помощи, могут никогда так и  не встретиться с «живым театром». Стать театрально грамотным трудно, но это не менее важно, чем грамотность в привычном смысле слова. Так что, возьмите ребенка в театр сегодня!»

Послание к празднику прилетело и из Мексики – от известного детского писателя Франциско Инохоса:
«Не имея какого-либо театрального опыта, кроме того, что в детстве меня часто водили в театр, в семнадцать лет я поставил спектакль, в котором играли мои друзья и одноклассники. Его показывали в нашей средней школе и еще в некоторых местах, где собиралась публика. Спектакль назывался  «Генеральная репетиция». Он затрагивал тему наркотиков и, как следовало из названия, состоял из мизансцен. Пьесу сочинил мой отец, чье врожденное актерское дарование проявилось еще тогда, когда он, будучи молодым человеком, участвовал в спектаклях местных благотворительных организаций. В дальнейшем ни он, ни я с театром своих судеб не связали, но я стал заядлым зрителем и читателем пьес.
Позднее мои встречи с театром, как ни странно, стали проходить несколько иным образом: последние двадцать лет некоторые из моих рассказов для детей стали адаптировать для сцены. Поначалу я просил, чтобы мне присылали инсценировки на утверждение. Но со временем перестал это делать, дав полную свободу действий тем, кто работает с пониманием того, что сам по себе переход от рассказа к драме, что-то дает. Некоторые из этих спектаклей я видел, о других узнавал из прессы или Интернета.
К литературному содержанию текста кто-то относится достаточно почтительно, а для кого-то оно источник вдохновения для создания нового произведения. Так, мой рассказ «Самая плохая леди в мире»  (The Worst Lady in the World), который инсценируют наиболее часто, был представлен и как монолог, и в виде марионеток, и в виде теневого театра кукол, и в качестве драматического чтения или школьного спектакля, и полноценной профессиональной постановкой. Один режиссер рассказывал, что однажды ему даже пришлось спасать актрису, исполнявшую главную  роль, от рассерженной молодежной аудитории, которая видела в ней подлинное воплощение зла: настолько в коллективном воображении слились реальность и вымысел. Я также был свидетелем того, как во время спектакля  дети, знакомые с литературным источником, выказывали недовольство тем, что актеры  произносят текст, далекий от оригинала.
Хорошо рассказанная со сцены история увлекает детей. Выходя после спектакля из театра, им кажется, что окружающий мир как-то изменился: спектакль его коснулся, и это позволило заглянуть за его границы. Часто зритель испытывает катарсис, позволяющий увидеть себя в персонажах и ситуациях. В отличие от уединенности во время  чтения, на сцене прочитанная история словно делает прыжок – теперь она происходит на наших глазах, и мы можем делиться увиденным с другими. Мы уже не единственные свидетели. История оживает за пределами нашего воображения и каким-то образом превращает нас в главных героев: мы доверяем персонажам наши эмоции и страхи, наши желания и разочарования.
Когда литература, музыка, поэзия, танцы, песни, игры, магия, трюки получают сценическое воплощение, все они приобретают гармоничную собранность, благодаря инструментам театрального искусства: свету, декорациям, костюмам, гриму, реквизиту. Вклад в культурное наследие, сделанный с акцентами на литературу и театр, вне сомнения,  влияет на детей, помогая им проявлять фантазию и искать в жизни больший смысл».

Мы разделяем позицию и г-жи Иветт, и г-на Франциско и еще раз повторим призыв, являющийся одновременно девизом Международного дня театра для детей и молодёжи и проходящей в этот день акцией: «Возьмите ребенка в театр сегодня!»
Несмотря на то, что 20 марта в афише «Театриума» нет спектаклей для детей, это не повод откладывать посещение театра – ведь представления идут и на других площадках! А еще сегодня можно просто подарить билеты в театр ребёнку на спектакль, который он сам захотел бы посетить! Добавьте в семейный календарь еще одну прекрасную дату, которая с годами обрастёт множеством событий и станет прекрасной традицией!