Читайте: интервью режиссера спектакля «Переходный возраст» Ольга Сидоркевич

17.02.2017

Завтра и послезавтра, 18 и 19 февраля, на малой сцене «Театриума» премьера: спектакль «Переходный возраст». Билеты на него раскуплены до конца сезона. Это важный показатель зрительского спроса: постановки о подростах, о семье и ее проблемах, для детей и родителей нужны и важны нынешнему театральному зрителю.
О том, как складывалась работа над спектаклем, какая идея в нём заложена и кому адресована постановка, рассказывает режиссер Ольга Сидоркевич:

Ольга, наверняка со спектаклем связана история долгого поиска – темы, формы, языка… Что предшествовало постановке?

Когда сын (Эмиль Рывкин – актер «Театриума») был классе в четвертом, мы буквально заставляли его чем-то заниматься, несмотря на его протесты и возражения. Например, водили на скрипку. Мне хотелось найти мотивацию для него. Чужие примеры не действовали. И я подумала о том, чтобы создать спектакль… про отца и сына. Он должен был быть поэтическим, черно-белым. Отец разговаривает с сыном, рассказывает свою историю и через это показывает, насколько прекрасна и многогранна жизнь. Но сколько я ни старалась собрать конструкцию спектакля, она не складывалась.
Потом произошла встреча со Славой Никифоровым – подростком, занимавшимся в Детской редакции «Театриума». Он написал рецензию на мой спектакль «Девочка, которая умела летать», после ее прочтения появилась другая идея: чтобы дети сами написали о своем восприятии жизни, раскрывали любые темы, и это послужит материалом. Я разговаривала с ребятами из ближайшего окружения, но получалось, что, отвечая на мои вопросы, они говорили какие-то заученные фразы. Их ответы не всегда были честны и искренни. Видимо, с каждым нужно было общаться долго-долго, чтобы добраться до нужной информации.

Слава тоже был в фокус-группе?

Да, и мы много общались. Он очень эмоционально переживал наши беседы. И хотя идея и тема в итоге сменились, Слава все равно присутствует в спектакле, здесь есть частичка него самого; работа с ним стала ступенью к созданию «Переходного возраста»

Наверняка были какие-то источники, от которых отталкивалась – литературные, научные?

Я нашла книгу Вержини Дюмон «Как испортить ребенка воспитанием. Вредные советы». Мне понравился подход автора: о важных вещах написано позитивно и просто. Там отражен внутренний монолог, который максимально приближен к нашим реальным мыслям; он весьма забавный при взгляде со стороны, но без высмеивания. Форма подачи мне понравилась, и я решила ее использовать: спектакль тоже должен быть оптимистичным.  И так, и сяк пробовала поработать на основе книги… но все равно не складывалось. Пока не нашла еще пару изданий: «На стороне подростка» Франсуазы Дольто и «Вне зоны доступа. Как не потерять контакт с ребенком в переходном возрасте» Дэниела Сигела. В последнем всё объясняется физиологическими процессами: что происходит в мозге подростка в период взросления, какие психологические реакции это провоцирует… Например, объясняется, что 9-классники дремлют на уроках не потому, что не спят ночью, а из-за перестройки временнОго механизма, ведь организм привыкает к более позднему засыпанию, нежели в детские годы. По мере прочтения книги я сама начала всё понимать: что происходит с моим сыном, почему он срывается, огрызается, хлопает дверьми… Я стала ему сопереживать, перестала видеть в нем раздражитель. Посмотрела на проблемы его глазами. Стала наблюдать и слышать себя со стороны, обращать внимание на то, как разговаривают окружающие взрослые со своими детьми… они в основном обсуждают своих чад в кругу таких же обеспокоенных мам и пап, жалуясь друг другу.

И ты решила облечь свои новые знания в театральную форму и таким образом их передать…

Да, захотела донести самое важное из книги: что все эмоциональные скачки подростка должны пройти, но только в атмосфере любви, – тогда ребенок окрепнет и сможет принимать взвешенные и грамотные решения. И что отрицание – это закон эволюции; молодое поколение не сможет создать ничего нового, если будет слушать старших и действовать по их указке.

Сценарий спектакля написала сама?

Сценарий написала я, но, опять же, конструкция родилась не сразу. Я приносила какие-то тексты, мы пробовали вариант с комедией поэтическом стиле, подражающем Шекспиру, подбирали стихи Лермонтова… Для варианта, из которого сложился спектакль, я записывала свои диалоги, мысли, подслушивала и подсматривала за общением детей и родителей в моем окружении. Я соединила реальную жизнь и научные знания, поэтому в спектакле два стиля речи: живая разговорная у персонажей и научная у «автора».

Насколько актеры-подростки, занятые в спектакле, влияли на процесс создания «Переходного возраста»: на событийное наполнение, на коррекцию текста?

Они помогали: работали с большой отдачей. Поправляли речевые обороты с учетом того, как говорят в их среде. Делали этюды на заданные темы, из которых я также брала материал. Допустим, танец наркоманов, всякие обмороки, репризы – это их придумки, а мы с хореографом Светланой Шишкиной и педагогом по пластике Владимиром Александровичем Ананьевым корректировали.

То есть с ними работается легко…

Очень! Что мне нравится в них, так это отсутствие «тормозов». Если взрослый актер начинает конструировать, анализировать, примерять, насколько будет интересно… то подростки этого не делают. Он погружаются в задачу с головой и притом с лёгкостью. Играют и верят в то, что сейчас происходит. Потому-то в процессе репетиций случается много интересных находок.
Подросткам важно всегда быть в коллективе. Уходя от родителей, они ищут тех, кто их поймет, кто разделит интересы. Психологи говорят, что лучше всего из разных тяжелых ситуаций и настроений подростков выводит или спорт, или творчество – это те области, где они могут себя выразить. Театр – совместное коллективное творчество. Когда ребята на репетициях видели, что сами делают этот спектакль, это их подстегивало и очень благотворно влияло на них. Они понимали, что они нужны.

И всё-таки, для кого ты создала спектакль: для родителей? Или для самих подростков тоже?

Этот спектакль точно не для коллективных классных походов. Хочется, чтобы на него приходили семьи. Без своего ребенка рядом взрослые не прочувствуют того, что должны. Нужно, чтобы и те, и другие увидели себя в показанных ситуациях, понаблюдали за реакцией друг друга.

Несмотря на то, что премьера только грядёт, билеты на «Переходный возраст» раскуплены на все спектакли до конца сезона. Это доказательство того, что постановки на заявленную тему нужны зрителям.

Мы понимаем, что на нас лежит большая ответственность. Хочется примирить и объединить детей и взрослых, дать им отправную точку для дальнейшего общения и решения проблем.

Вашим отношениям с сыном спектакль помог?

Абсолютно точно: помог. У нас, по крайней мере, нет таких конфликтов, какие были раньше.