ИНТЕРЕСНО: о старинной театральной машинерии! Как создается гром? Почему горох превращается в дождь? Сколько ткани нужно для ветра? Читайте... и приходите посмотреть!

05.04.2013


Что вам известно о старинной театральной машинерии? Например, знаете ли вы, чем имитировали звук грома, ветра и дождя?

Специально для постановки спектакля «Театр Буратино», по сюжету которого герой и его друзья попадают в старый театр, постановщики ездили во дворец графа Шереметьева, чтобы изучить чертежи старинной театральной машинерии. Для чего? Воссоздать ее и показать юному поколению зрителей.
Ведь театры Шереметьева были значимы для культурной жизни не только Москвы и Петербурга, но и всей страны.

Только представьте – театров у графа было восемь! В шереметевском театре неустанно заботились о фееричности и зрелищности спектакля. По свидетельству современников, театр Николая Петровича Шереметева обладал театральным оборудованием, не только не уступавшим техническому оснащению европейских театров, но и превосходившим его по некоторым техническим характеристикам. В театре-дворце в усадьбе Останкино даже осталось двухэтажное машинное отделение, с помощью которого производились сложные сценические иллюзии. Театральная машинерия, которая обеспечивала быструю и надежную работу, частично сохранилась до нашего времени. Создателем многих механизмов для театра Шереметьева был крепостной столяр и механик Федор Иванович Пряхин.

Принцип работы многих механизмов был достаточно прост. Например, в деревянном колодце, находившемся в стене, в шахматном порядке были укреплены металлические лопасти, а сыпавшаяся на них сверху дробь создавала иллюзию шума дождя (на фото справа). По такому же принципу работает и машина дождя в нашем спектакле. Только находится она не в стене. Для «Театра Буратино» изготовили специальный высокий ящик (смотри фотографии ниже). И, поднявшись по лестнице, герои нашей истории сверху в короб сыплют горох. Падая, горошины попеременно ударяются о несколько пластин, – и вы слышите, как шумит дождик.

   

Натуралистичный звук ветра достигался с помощью проскальзывания по ткани лопастей "барабана", приводимого в движение вручную. Сравните: слева – машина ветра из шереметевского театра в Останкино, справа – из спектакля «Театриума». Они практически не отличаются!

 

Для имитации грозы Шереметев выписал из Парижа специальное устройство – театральную машину. «Высылаю вам грозу на транспаранте с изменением цвета неба. Она должна внушать несказанный ужас, как приводящая в движение все стихии», – писал графу его парижский корреспондент. Эта машина сконструирована из пустого ящика-резонатора и двух зубчатых колес, которые при вращении ударяли по ящику и создавали звук, напоминающий удары грома (на снимке справа). Но в спектакле «Театриума» для звука грома используется другой принцип – как в качелях на детской площадке: нужно опустить верхний конец короба, чтобы камни из другой части короба с грохотом перекатились вниз. Только необходимо приложить усилия, чтобы опустить поднятую вверх часть короба - камни-то тяжелые...



Правда же, все эти конструкции довольно просты, но их принцип действия очень интересен?!
Увидеть эти технические диковинки ушедших веков своими глазами вы сможете на спектакле «Театр Буратино» 6 и 7 апреля и 4 и 5 мая у нас в «Театриуме» .

При написании статьи использовались материалы сайтов fisechko.ru и art.1september.ru