Итальянский театр della Sete привезет на «Гаврош» уникальный спектакль про анорексию. Узнайте, что такое настоящая театротерапия!

26.08.2011


Показываете ли вы своему ребенку спектакли на «больные темы»? Такие, которые отражают социальные проблемы?
Скорее всего вы ответите «нет». Потому что в нашей стране очень и очень мало постановок, посвященных остросоциальным темам. Но каждый год фестиваль «Гаврош» неизменно приглашает один театр именно с таким спектаклем!
И прежде чем рассказать вам о спектакле спецпрограммы этого года, небольшой экскурс в историю фестиваля…

На первом «Гавроше» дети из нижегородского театра «Пиано» показали спектакль «Дождливые короли». И так как в этой театральной студии занимаются ребята с нарушением слуха и речи, то и спектакль был без слов. Маленькие, но очень талантливые актеры доказали: чтобы быть артистом, не обязательно говорить – есть множество других способов выражения эмоций.

В 2009 году тему театра с участием глухонемых продолжили шведские «Театр тишины» и «Рикстеатерн». В их постановке «Сказочно, братья Гримм!» работают всего два актера, но один из них – слабослышащий. Однако это не создавало никаких трудностей ни актерам, ни зрителям. И в интерактивных сказках Гримм, разыгранных прямо на сцене, участвовали как нормально слышащие дети, так и слабослышащие.
Более того, актеры «Театра тишины» провели мастер-класс и показали способы взаимодействия между актерами с нарушениями речи и слуха и нормально слышащими. Так, труппа «Театриума» под руководством шведских коллег искала и нашла общий язык с участниками театрального проекта неслышащих актеров «Недослов».

Фестиваль 2010-го был ознаменован еще более масштабным театрально-социальным проектом «Дети как дети». Посвящен он был «солнечным детям» - ребятам с синдромом Дауна. В фойе проходила выставка детского рисунка, которую организовал Благотворительный фонд «Даунсайд Ап». Там же был представлен авторский проект фотографа Елены Зотовой «Фотостихи», где на фотокарточках изображены нежные и лиричные дети (да, с трисомией) – Коля Гладышев и Маша Будина – и написаны Колины стихи.
На мастер-классе «Как не опустить руки?» секретарь Государственной федерации трисомии поделилась с российскими мамами опытом воспитания и социальной адаптации собственного ребенка с синдромом Дауна.
На проекте состоялась встреча с французской писательницей Мари-Элен Дельваль, сочинившей историю о крольчонке-Дауне под названием «Маленький братик не такой, как все». А на сцене актеры французского театра сыграли одноименный спектакль, где вся кроличья семья старается справиться с больным крольчонком Дуду. Этот трогательный спектакль, надеемся, рассказал нашим детям о том, что среди нас есть «не такие, как все», но при этом они не должны быть изгоями, а заслуживают более внимательного отношения.

В этом году фестиваль «ГАВРОШ» обращается уже не маленьким детям, а к подросткам. Итальянский театр делла Сете впервые в России именно на нашем фестивале покажет спектакль «Записки на теле», посвященный теме анорексии у детей и подростков. Это единственный в мире театральный проект, при создании которого глубоко были исследованы социальные причины заболевания анорексией у подростков.
Проект «Записки на теле» возник давно – когда ассоциация «Идеально» (Idealmente), оказывающая помощь семьям в проблемных ситуациях, попросила актрис заняться театральным проектом на тему анорексии. Благодаря помощи Эльзы Станьяро, работавшей по методике танцетерапии, и психологов Фортуна Пиццоферро и Терезы Каррарар, режиссер и актрисы начали анализировать цели, которых хотели бы достичь, основываясь на видении молодыми людьми этой тематики.
«Записки на теле» – постановка, в которой обсуждается тема сознательного, целенаправленного нарушениях питания и внимание, ориентируемое на модели современного общества. Говорить о расстройствах питания это и значит говорить о нашем обществе, об отношениях в семье и отношении полов. Это разговор о нас самих, о том малом насилии, с которым нас каждый день сталкивает жизнь. О хрупкости, которой нет места в обществе победителей, потому что сложно найти в мире место, где можно быть самим собой. Касаясь столь личных и деликатных тем, спектакль сохраняет легкость и ироничность, которые ведут зрителя по лабиринтам и современного общества, не давая прямых, заранее расписанных ответов или суждений a priori, но оставляя вопросы открытыми и лишь очерчивая возможность альтернативных точек зрения.

Нужно сказать, что такие спектакли, как «Записки на теле», относятся к так называемому терапевтическому театру. Он очень распространен в Европе. Не только психологи, но и врачи считают, что такое лечение социальных и физических проблем очень действенно. И такое «лекарство» не имеет побочных эффектов и противопоказаний, не травмирует психику. Показывать больные темы посредством искусства детям разного возраста нужно!

И помните: приводя ребенка на спектакли с «больными темами», вы делаете его лучше и понятливее. Ведь положительный психотерапевтический эффект театра доказан давно!