Максим Гуткин, дирижер и аранжировщик театра, рассказывает о музыкальных особенностях «Волшебной лампы Аладдина»

14.07.2015

«Театриум на Серпуховке» готовится к премьере. Вот-вот вернутся из отпуска актеры и начнутся репетиции «Волшебной лампы Аладдина». Однако без них работа не стоит: создаются декорации, прорабатываются костюмы, до точечек и запятых подчищается сценарий, идет прослушивание музыкантов и создание музыкального оформление спектакля.
На протяжении нескольких лет спектакли "Театриума" на большой сцене идут только в сопровождении живого оркестра, и каждый раз его состав уникален ввиду особенностей исполняемого музыкального материала.

Максим Гуткин – музыкальный руководитель, аранжировщик и дирижер – рассказал о том, чем «Волшебная лампа Аладдина» будет отличаться от других постановок «Театриума на Серпуховке» в музыкальной части:

«В основе музыкального оформления «Волшебной лампы Аладдина» - аутентичная этническая арабская музыка. Мы обращаемся к традициям разных народов: турецкой, сирийской, палестинской, египетской... Скажу даже так: вбираем музыку тех стран, где был и остается развит ислам, ведь такое музыкальное сопровождение нам диктует литературный материал. Но народная арабская музыка будет звучать не в чистом виде – я аранжирую и частично сочиняю ее, исходя из задачи. В подборе и подаче материала нужно быть предельно аккуратным, чтобы избежать этнического концерта. Как только я чувствую, что музыка не театральна и предназначена для глубокого погружения специально подготовленной публики, она мной отвергается.
На протяжении многих лет в «Театриуме» сложилась такая практика: для каждого спектакля собирается свой ансамбль. Это позволяет представить зрителю разнообразие в музыкальном оформлении спектакля: исполнять индийскую, европейскую средневековую и современную музыку… Для «Волшебной лампы Аладдина» мы также собираем оркестр, участвовать в котором приглашаем уникальных музыкантов, играющих на совершенно разных инструментах.
В группе струнных главный – удд. Много веков назад из него родился знаковый для европейской музыкальной культуры инструмент: лютня. Но от нее удд легко отличим благодаря преломленному вниз грифу. В духовую группу мы пригласили музыканта, в чьей личной коллекции более 50 инструментов, начиная от 2-метровой латунной трубы карнай с мощным низким звуком до пронзительно высоко звучащего каваля. Разнообразие такое, что сейчас пока не понимаю, что именно будет задействовано. С перкуссией особая история: с самого начала я понял, что одного музыканта будет мало, ведь значение перкуссии в этнической арабской музыке огромно. Мы пригласили двух исполнителей. В основе – различные бубны. Например, огромный бубен, с обратной стороны которого крепятся близко расположенные к коже металлические пластины, и звучание этого инструмента сопровождается эффектом сыплющегося песка. Конечно, будут гонги – большие медные блюдца, создающие ударную волну. Основа середины диапазона перкуссии – дарбука.
Работаем и над вокальными партиями: помимо русскоязычных песен, в спектакле предполагаются и мужской, и женский вокал этнического характера, но что будет исполняться, пока не решено. Ведь народный арабский песенный материал очень специфичен, потому вся вокальная фактура сочиняется мной в том духе, который нам нужен для спектакля.
У меня была идея отказаться от других инструментов в пользу этнических, однако в составе оркестра я решил оставить электрогитару, бас-гитару, барабанную установку и клавиши. Нашим постоянным зрителям уже знакомы музыканты, играющие на них».

Спектакль «Волшебная лампа Аладдина» мы покажем 18, 19 и 20 сентября, а затем 4 октября. Также в расписании отображены декабрьские предновогодние показы. Билеты на все эти спектакли уже в продаже.