Терменвокс и кристальная арфа - необычные инструменты спектакля «Японская сказка. Меч самурая»

29.11.2017

В главной премьере сезона «Японская сказка. Меч самурая» много необычного и интересного, что придаёт спектаклю особый колорит. Сегодня мы обратим ваше внимание на музыкальные инструменты главной героини. По задумке постановщиков, обе исполнительницы роли Йосико играют на разных, причем не классических инструментах: Анастасия Крылова – на терменвоксе, Наталья Санина на кристальной арфе. Вы когда-нибудь слышали, видели эти инструменты?


Терменвокс

Терменвокс – электромузыкальный инструмент, который был изобретен человеком с удивительной судьбой, радиофизиком Львом Сергеевичем Терменом в 1920 году в Петрограде. Причём случайно.
В Физико-техническом институте Лев Термен возглавил лабораторию электрических колебаний, ему поставили задачу измерения диэлектрической постоянной газов при различных давлениях и температурах. А получилось, что придуманная физиком установка нашла прикладное применение, на её основе был разработан музыкальный инструмент. Первоначально его назвали этеротоном, а впоследствии, с подачи журналистов, он получил имя изобретателя. 
Игра на терменвоксе заключается в изменении исполнителем расстояния между своими руками и двумя антеннами инструмента. При этом изменяется ёмкость колебательного контура и, как следствие, – частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за изменение тона звука, а горизонтальная подковообразная – за изменение громкости звука. Первый концерт на терменвоксе Лев Сергеевич Термен дал в 1920 году на заседании кружка механиков, впоследствии гастролировал с инструментом по стране, Европе и Америке.
Терменвокс предназначен для исполнения любых по жанру музыкальных произведений и для создания различных звуковых эффектов. Есть несколько его конструктивных разновидностей. Инструмент производится и серийно, и штучно.
Звучание терменвокса в руках актрисы Анастасии Крыловой уже слышали зрители первых показов и ещё услышат многие зрители на предстоящих спектаклях. А вот как на инструменте играет сам изобретатель – Лев Сергеевич Термен:


Кристальная арфа

Кристальная арфа, которая поёт на спектакле в руках Натальи Саниной, тоже приехала из Санкт-Петербурга. Инструмент представляет собой кварцевые трубки-резонаторы, подвешенные на струну над акриловой прозрачной базой. Существует несколько способов игры на такой арфе: основные – потиранием пальцами, смоченными водой, и молоточками.
Изначально музыкант и концертмейстер «Театриума» Ольга Яковлева искала для «Японской сказки» стеклянные бокалы как инструмент для исполнения мелодии Йосико, но по случайности узнала о существовании кристальной арфы. Создает эти диковинные по виду и звучанию инструменты живующий в Санкт-Петербурге Денис Кащеев, основатель мастерской Svaritanum. На изготовление арфы для театра у него ушло около 3 недель с учетом индивидуального дизайна подставки и нестандартного количества нот, ведь звучание построено на хексотонике.
«Первая кристальная арфа появилась в Канаде 15 лет назад, а я ее стал делать в России 1,5 года назад. – говорит Денис. – Инженерное образование и увлечение музыкой помогли мне понять, как создать такой инструмент. Трубки для арфы выплавляются в печи при температуре около 2000 градусов Цельсия из очищенного кварцевого песка. Высота извлекаемого звука зависит от длины трубок, громкость и тембр от их диаметра чем он больше, тем громче звук. Самый сложный, созданный мной на сегодняшний день инструмент, – хроматический кристаллофон на 2 октавы, с педалью для регулировки продолжительности звучания»
Какую мелодию играет Йосико, вы услышите на спектакле, а чтобы узнать, как звучит инструмент в руках создавшего его мастера, смотрите видео ниже:

О кристальных арфах и инструментах из кварцевого песка можно узнать больше на сайте мастерской Svaritanium.