Тренинг «Тело в пространстве» готовит актеров «Театриума» к новой постановке – «Японская сказка. Меч самурая»
02.06.2017
Работа труппы «Театриума на Серпуховке» над новым спектаклем традиционно начинается не с читки, а с пластических тренингов и знакомства с особенностями будущей постановки. Режиссеры и педагоги ставят перед актерами задачу куда более интересную, чем изучить текст и продекламировать его со сцены в образах героев спектакля. Чему именно посвящены тренинги, зависит от многих факторов: каковы особенности той страны, в которой происходит действие, ее философии, музыкальной, танцевальной, обрядовой культуры, кем являются персонажи истории и проч.
Пока драматург готовит текст спектакля, а художники рисуют эскизы, актеры, например, знакомятся со звучанием японских барабанов и сами пробуют играть на них. А еще – осваивают новые техники работы с телом под чутким взглядом актрисы, перформера, хореографа и педагога Алёны Смирницкой.
Алёна вошла в постановочную группу спектакля «Японская сказка. Меч самурая» как постановщик пластических номеров. 31 мая и 1 июня труппа познакомилась с методами ее работы на тренинге «Тело в пространстве», в котором скомпилированы разные техники: буто, контактная импровизация, современный танец. «Хочется, чтобы актеры по-новому взглянули на свои телесные привычки и отошли от уже закрепившихся. – говорит Алёна Смирницкая, обозначая цель своей работы. – Нужно уделить больше внимания телу, сделать его умнее, расширить его возможности, сегментировать, уйти от банальных и штампованных движений и создать новый образ через физику тела».
Первый день тренинга был посвящен работе с центром и контактной импровизации. Благодаря выполняемым упражнениям актеры почувствовали, сколь эргономичными могут быть движения, как задействовать меньше мышц с большим результатом: можно поднимать больший вес, не навредив себе, и, используя силу партнера, повысить эффективность действий.
Второй день начался с МВ-тренинга, основанного на движении в ритме, и особое внимание было уделено прыжкам, заданиям на координацию и ее нарочитое нарушение. Несколько часов было посвящено слепым упражнениям, базирующимся на передаче импульсов телу, чтобы актер почувствовал определенные мышцы, – именно это демонстрируют фотографии с касанием. Задание на поиск друг друга с закрытыми глазами в заданном периметре – для настройки на партнера.
Все продемонстрированные техники работы с телом непосредственно привязаны к специфике японской культуры и философии. Ведь во многих ее танцевальных и театральных стилях акцент сделан на теле как таковом; например, в буто – на искаженной, рассеянной пластике и будто бы распадающихся в пространстве движениях; в других же можно увидеть нарочитую замедленность, спокойную созерцательность.
В завершении тренинга был продемонстрирован особый шаг в национальной обуви гэта, который актеры пытались повторить. Возможно, этот элемент войдет и в постановку. А на отпуск актеры получили задание от педагога: выбрать из представленных на разложенных открытках образов пять понравившихся и постараться воспроизвести персонажа, создать его танец, используя полученные на тренингах техники. Что именно подготовят и покажут актеры, узнаем после отпуска в июле.